http://www.ag.ru/ag15/reviews/4055/logo.jpg

Пока украинские политики готовились к очередному раунду сражений на Майдане, а на экранах кинотеатров гремел блокбастер "Людина-павук 3", мы побывали в новом офисе студии Deep Shadows. На семнадцатом этаже киевской высотки, откуда открывается потрясающий вид на Днепр и историческую часть столицы, приглашенные журналисты познакомились с рабочими версиями экшенов "Предтечи" и "Xenus 2: Белое золото".
Тропинки далеких планет

Мы ехали на презентацию со скептическим настроем. В памяти еще свежи воспоминания об ужасах Xenus — программных "багах", корявом транспорте, клонированных ландшафтах, где что ни пень, то дежа вю … Сразу два новых проекта, развивающих задумки злополучного долгостроя? Казалось бы, проще сунуть голову в петлю.

К чести Deep Shadows, она готова признавать ошибки и учиться на них. Ее цель — выпустить стабильные игры без "тараканов". Первые лица компании уверены, что у разросшегося до 60 человек коллектива хватит сил на оба фронта.

"Предтечи" в разработке уже три года. В привычную смесь FPS и RPG вклинился космический симулятор. И пусть сценаристы черпали вдохновение из цикла повестей Андрэ Нортон "Королева Солнца", мы не встретим дружную бригаду вольных торговцев. Главный герой управляет кораблем в одиночку, его единственная спутница — виртуальная девушка А-Я.

Приключения начнутся на песчаной планете, куда молодой выпускник военной академии прибывает на стажировку. Забытый богом уголок вселенной кишит бандитами и злобной фауной, так что на скуку времени нет. Когда мы решим проблемы жителей, сюжет сделает резкий поворот, и наш протеже получит ключи от личного корабля.

Покинув первый мир (за взлет-посадку, хорошо это или плохо, отвечает скриптовый ролик), игроки перейдут из шутера в… Elite. Помимо традиционных спекуляций на разнице в ценах, бороздящие вечную пустоту пилоты смогут охранять торговые караваны, взрывать астероиды и подбирать выпавшие минералы, охотиться за преступниками или грабить купцов. Тех, у кого за штурвалом звездолета кружится голова, авторы спешат успокоить: при желании "Предтеч" можно пройти, не ввязываясь в битвы, за исключением сюжетных.

Полеты в космосе и визиты на орбитальные станции дополняют основное блюдо — прогулки по поверхностям десяти планет (мы видели желтую и красную пустыни, огненную листву осенних рощ и "грибной" мир сновидений). Главное — раздобыть боевого робота, ховеркрафт или багги, ведь площадь большинства доступных для изучения зон равна 15-20 км2 (самая маленькая — 5 км2). Преодолевать такие расстояния пешком — нудное и вредное для жизни занятие. В показанной версии игра навязчиво подсовывала новых врагов взамен убитых, причем гигантские жуки действовали намного обдуманнее разбойников. Увы, транспорт не идеален: зональная система повреждений и тающий запас горючего быстро превращают его в ненужный кусок железа. Надеемся, к релизу машины станут прочнее. Обидно терять четырехколесного друга из-за пары столкновений с огромным сморчком!

Как и в Xenus, здесь очень важны отношения с различными группировками. Кто-то не вылезает за пределы своей планеты (бандиты, охотники, мирные жители), другие раскинули щупальца на всю галактику (Империя, Демократический Союз, вольные торговцы). По словам создателей, то, на чьей стороне вы находитесь, определит стиль прохождения. Правда, концовка одна.
На штемпеле — звезды

Разбойники и свирепые насекомые стараются изо всех сил, но мир "Предтеч" еще не выглядит по-настоящему живым. В лучшем случае небоевой ИИ худо-бедно изображал толкотню на улицах городов, вяло реагируя на попытки устроить резню. Deep Shadows следует поколдовать над интеллектом, а заодно разобраться со сменой суток и погодных условий. Было бы здорово увидеть и то, и другое.

А вот к "стволам" претензий нет. Оружие в "Предтечах" — на любой вкус: кинетическое (штурмовая и снайперская винтовки, ракетная установка, туземный арбалет), энергетическое (бластер с неограниченным боезапасом, как в Unreal) и… органическое (нож с глазом в рукоятке, помесь противотанкового лучемета с осьминогом, живой гранатомет, уменьшитель а-ля Duke Nukem 3D).

Отстрел назойливых жуков приятен и тем, что за него дают очки опыта. Конечно, массовый геноцид — не единственный способ "прокачки". Миссии обещают разные: убийства, диверсии, работа курьера или папарацци... Всего 16 видов. Каждая планета предлагает десятки сюжетных и побочных заданий. В одном из эпизодов нам пришлось преследовать лихача, угнавшего джип у аборигена... не без нашей же помощи!

"Экспа" — штука ценная. В отличие от навыков из Xenus, почти не влиявших на геймплей, новая ролевая система, чья суть едина для "Предтеч" и "Белого золота", позволяет ощутить развитие героя. Теперь игрок "приобретает" полезные "перки" вроде повышенной грузоподъемности, нечеловеческой меткости, талантов хакера, взяточника (!) или замечательной способности "пить, не пьянея" (не осушив пару бокалов, вы ни за что не договоритесь с некоторыми NPC).

Есть отдельный комплект "космических" умений — например, прицел для ведения огня с упреждением появится только у поднаторевшего в стрельбе персонажа. К сожалению, интерфейс пока грубоват. Длинные списки с такими пунктами, как "Спринт-4" и "Выносливость-3", утомляют. Куда изящнее выкрутились создатели Deus Ex — они дорисовывали звездочки у "купленных" навыков, указывая текущий уровень "перка".

Впрочем, неудобный экран статистики вызвал у нас и наших коллег гораздо меньше недовольства, нежели приключения в невесомости. "Джентльменский набор" на месте: картинка трясется при включении форсажа, лазеры перегреваются от частой пальбы, для долгих полетов по прямой существует режим гиперскорости. Однако после Freespace 2, Freelancer и даже Darkstar One этого мало для счастья. Так, от поврежденных транспортов отваливаются контейнеры с грузом, но это не заменяет отсутствующий индикатор жизни союзников. Автоматически уравнять скорость судна с выбранной жертвой нельзя. Нажатием кнопки захватить в "рамку" обидчика, напавшего на вас или товарища, — тоже. Разноцветные круги щитов на панели — обычная декорация, вы не сможете перераспределять их, как в X-Wing. Делайте не хуже, чем у конкурентов, Deep Shadows!
Новый старый друг

У команды, полтора года работающей над White Gold, одной головной болью меньше — ей не корпеть над межзвездным пространством. "Белое золото" — это зеленые пальмы, голубой океан и белый… нет, не песок. Из Карибского архипелага в США поступает отравленный героин, убивающий наркоманов за считанные дни. Граждане самой демократичной страны в мире имеют право потреблять чистый продукт, посему спецслужбы отправляют в неназванное латиноамериканское государство лучшего агента. Чтобы узнать правду, ему предстоит найти общий язык хотя бы с одной из политических сил, среди которых — местные власти и коммунистические повстанцы.

По идее, им должен был стать Сол Майерс, поскольку игра задумана как продолжение первой части. Но его, вероятнее всего, заставят взять псевдоним — торговая марка Boiling Point: Road to Hell и связанные с ней элементы остались у Atari.

Возможно, смена имени — к лучшему, иначе сценаристы были бы вынуждены объяснять, почему герой, прошедший Колумбию с автоматом наперевес, вновь мутировал в подслеповатого новичка с дрожащими руками. "Отмазка" на крайний случай уже готова — в ходе последнего задания погиб почти весь отряд Сола, а его самого тяжело ранили. Американское правительство радо бы послать на дело парня покрепче, да вот беда: только старина Майерс досконально знает район.
Очистка порошка

White Gold — во многом работа над ошибками Xenus. Художники воссоздают архипелаг, состоящий из кучки крупных и пригоршни мелких островов, по привезенным с Кубы фотографиям. Перекрестки-близнецы не вернутся — Deep Shadows объявила "копи-пейсту" решительный бой. Не увидим мы и беспрерывные сражения между армией и мятежниками в одних и тех же местах. Теперь точку и час очередной стычки определяет генератор псевдослучайных чисел. Еще бы побороть засилье людей-клонов... Модели изготовлены на "пятерку", но когда рядом стоят два-три одинаковых солдата или бродяги, колкости так и слетают с губ.

Также киевляне пересмотрели взгляды на реализм. С одной стороны, оружие перестало изнашиваться, с другой — дополнительные "примочки" типа прицелов и подствольных гранатометов видны на "пушках" всегда. Спать можно везде, лишь бы поблизости не ошивались недруги, а "стелс" наконец-то начнет оправдывать свое название. Если бесшумно устранить часового, новость о преступлении не облетит острова и, что важно, не повлияет на отношения. Обнаружив труп, неприятели поднимают тревогу и принимаются прочесывать местность. Дабы не попасться им на глаза, надо ползать на брюхе, слушать биение сердца (чем чаще ритм, тем сильнее опасность) и поглядывать на радар, рисующий конусы зрения врагов. Кстати, сказанное верно и для "Предтеч".

Ролевая система и интерфейс White Gold — тоже калька с Precursors, даром что "перки" отличаются (к слову, Deep Shadows отменила экзамены на управление катерами, авто и вертолетами). Прок от сходства очевиден — человек, знакомый с одной из этих игр, освоит вторую за пару минут. Но будет еще лучше, если дизайнеры приложат усилия и сделают разное оформление, пусть и на уровне "шкурок" для Winamp.

Конек авторов — высокая интерактивность окружения. В барах работают игровые автоматы, с пальм падают целебные кокосы, сторожевые вышки оседают от мощного взрыва... Жаль, не все объекты желают разваливаться на куски. Хлипкая с виду деревянная пристань почему-то выдерживает вес танка, а гусеницы сминают лишь молодые насаждения. Эх! Зато никто не сумеет разнести в щепки ваш любимый дом на Карибах…